Мобильность постепенно становится нормой для бизнеса. И эта тенденция особенно заметна для таких отраслей как транспортная, электроэнергетика, ритейл, а также для множества компаний, сбыт у которых происходит через агентов.
Готовы ли геоинфорационные системы, широко используемые именно в этих отраслях, к наметившимся тенденциям мобилизации бизнеса, в интервью порталу «Мобильные телекоммуникации» рассказал Алексей Ушаков, генеральный директор компании «DATA+»:
Геоинфорационные системы (ГИС) давно вышли за пределы офиса. Что сегодня предлагают ГИС компаниям, держащим курс на мобилизацию?
Геоинформационные системы обеспечивают возможность использовать любое устройство в любое время для работы с данными компании, в том числе картами. Не важно, есть или нет подключения к сети Интернет/Интранет: он-лайн и офлайн режим одинаково доступен при работе с картами. По этой причине не важно, есть ли сотовая или иная связь, мобильное приложение в любом случае обеспечивает возможность сбора информации в поле. При наличии средств связи, мобильное приложение позволяет загружать собранную информацию на сервер, не возвращаясь в офис. И, наоборот, без посещения офиса получать новые задания для обследования интересующих объектов и подгружать с сервера соответствующие карты местности.
Растет ли спрос на такие услуги? В каких сегментах бизнеса и в каких регионах данные услуги наиболее востребованы? Почему?
Спрос, безусловно растет. Первыми пользователями являются коммерческие структуры, оснащающие мобильных сотрудников средствами сбора данных, а руководителей — способом их оперативного анализа. Наиболее востребованы такие приложения у компаний, зона деятельности которых занимает обширные территории при наличии большого количества динамически меняющихся объектов инфраструктуры и производства. Сюда относятся предприятия нефтегазового сектора, электроэнергетики и транспорта. Мобильные приложения используются банковским сектором, страховым бизнесом и ритейлом для сбора бизнес-информации «в поле» с целью последующего анализа и оптимизации деятельности компаний. Активно развиваются публичные сервисы, предоставляемые государством населению. К примеру, муниципальные приложения для населения города — мой город, оплата услуг (парковок), обратная связь и прочее.
Какие типовые (или специфические ) задачи решают ваши клиенты с помощью мобильных геоинформационных сервисов?
На корпоративном уровне основной задачей является сбор информации «в поле». Вместо пометок в блокноте или на бумажной карте информация сразу собирается в цифре и при необходимости оперативно загружается на сервера корпоративной системы без возвращения сотрудника в офис. При этом обеспечивается контроль исполнительской дисциплины (был ли сотрудник в том месте, где ему предписано быть согласно должностному заданию).
На бытовом уровне наиболее востребованные задачи — навигационные и справочно-информационные, а также оплата государственных и муниципальных услуг.
Какие мобильные ГИС представлены сегодня на российском рынке?
Довольно сложно классифицировать приложения — надо ли их относить к мобильным ГИС, или не надо. Скорее можно говорить о мобильных приложениях, использующих карту для решения тех или иных функциональных задач. В этом случае можно перечислить большое количество автомобильных навигаторов, обеспечивающих как маршрутизацию, так и справочно-информационные функции. При всем их различии функциональность таких приложений постепенно унифицируется, и с точки зрения потребителя они становятся все менее различимы. Сюда относятся приложения Navitel, CityGuide и аналогичные, и, с другой стороны, приложения Yandex, Google, 2GIS, …
Отдельный класс приложений, с моей точки зрения, — это муниципальные приложения. Я сам постоянно пользуюсь приложением «Парковки Москвы». Оно работает не всегда идеально, но позволяет экономить время, деньги и беречь нервы.
Для корпоративных клиентов существуют приложения, целевая функция которых — сбор информации «в поле». В качестве примера можно упомянуть Collector for ArcGIS. Функционал включает сбор и обновление информации, включая прикрепление фотографий и видеороликов, заполнение интеллектуальных форм ввода данных, поиск объекта и маршрутизацию, регистрацию в журнале текущего местоположения.
Не могу не упомянуть еще об одном приложении — KadastrRU, которое мы разрабатывали совместно с компанией «Дата Ист». Приложение обеспечивает доступ к сервису Публичной Кадастровой Карты Росреестра, то есть позволяет получить справочную информацию по любому кадастровому участку на территории России. Приложение является одним из наиболее скачиваемых в ITunes и популярно как среди рядовых граждан, так и в среде профессионалов — кадастровых инженеров, специалистов мелких и крупных компаний.
У Esri есть средства разработки ArcGIS Runtime SDK, с помощью которых разработчики могут сами создавать ГИС-приложения для мобильных устройства, работающих под управлением iOS, Android, Windows Phone и Windows Mobile. По вашим оценкам, насколько часто российские компании используют эту возможность? В каких именно сферах бизнеса?
Тенденции весьма положительные, мобильные приложения все чаще используются в компаниях. Могу отметить два момента, осложняющих широкое внедрение мобильных ГИС. Во-первых, на корпоративном уровне внедрение мобильных ГИС подразумевает довольно серьезные инвестиции в информационную инфраструктуру компании: разворачивание серверной компоненты и настольных приложений, взаимодействующих с мобильными клиентами. Компании неохотно идут на дополнительные инвестиции. Во-вторых, разработка мобильных ГИС — достаточно затратный процесс, в затраты входят как сама разработка приложений, так и лицензирование картографических данных. В то же время механизмы возврата инвестиций проработаны плохо.
Как будут развиваться мобильные геоинформационые сервисы в ближайшие годы?
Мой прогноз — для корпоративных клиентов интенсивно будут развиваться именно мобильные геоинформационные сервисы. То есть серверная компонента с картографическими данными, а в ряде случаев — и средства аналитики, будут предоставляться по подписке. При этом сами мобильные приложения будут оставаться бесплатными.